l

Как я провел лето, или как мы ездили в Питер

30.11.2013 2637 Пишу Ваш комментарий проза, юмор

День первый. Приезд

Правильнее всего было бы начать с отъезда из Москвы. Ночной поезд, Ленинградский вокзал. Вышли на Комсомольской из метро и оказалось, что весь вокзал укутан строительными лесами, входа в вокзал нет — все перекрыто — и пассажирам электричек и поездов дальнего следования необходимо обойти вокзал вокруг и выйти прямо к путям.

Из перекрытого вокзала раздавались звуки отбойных молотков и от цементной пыли начинало резать глаза. Присесть было некуда и те, кому не повезло занять место на тележках носильщиков, сидели прямо на асфальте. В добавок к этому по радиосвязи объявляли, что по техническим причинам — ну ясно, по каким же еще? — табло прибытия и отправления поездов не работает и просили «принять извинения за доставленные неудобства». В довершение всего время от времени, видимо, чтобы перекрыть звуки стройки и порадовать наемных таджиков, из репродуктора неслись радостные мотивы Олега Газманова и прочих деятелей отечественного шоубизнеса. Так Москва провожала нас в Санкт-Петербург, заканчивался первый летний месяц, огромное количество людей уезжало в отпуска или уже возвращалось из них, а РЖД не нашло более удобного времени для реконструкции целого вокзала.

Приезд в Питер начался для меня с неприятности — я забыл в поезде свои солнцезащитные очки и когда узнал об этом позже, сильно опечалился. В Санкт-Петербурге я был только однажды в свои 16 лет поездкой от школы с другими школьниками и учителями и из того визита помню не так уж много. Поэтому можно этот приезд в «Северную Пальмиру» считать по-существу первым.

Изучение города началось со знакомства с метро. Супруга, которая очень любит свою родную Москву, готова была меня стукнуть за мои восторги. На станциях в одиннадцатом часу утра в воскресенье было не очень людно, в сравнении с суматошным московским метро; названия станций на русском и английском языках, размещенные вдоль всей станции через каждые три-четыре метра; объявление следующей станции при открытии дверей, а не только при их закрытии; наконец, указатели названий всех станций линии, а не только тех, до которых можно доехать в эту сторону (те, что уже позади, отображаются серым, как аналогия неактивных опций в компьютере) — все это меня очень порадовало.

Мы приехали к друзьям, поставили свои чемоданы и умылись с дороги. Познакомились с двумя очень разными кошками и были накормлены завтраком. Далее были намечены планы на дальнейший день — попасть на крейсер «Аврора», мы приняли душ и вышли из дома. По метро, в этот час уже чуть более загруженному, добрались до станции «Горьковская», откуда решили идти пешком. И сразу же за мою беспечность были наказаны. Мне показалось, что будет лучше перебежать улицу, чтобы лучше рассмотреть какую-то мечеть. Мечеть Перебежали перед трогающимся потоком машин и попали в руки инспектора ДПС. Вежливый и подтянутый младший лейтенант представился и потребовал предъявить документы. Мне и самому было ясно, что пересекли улицу мы в неположенном месте и от его тактичности стало очень стыдно. Инспектор составил протокол, внимательно проверил паспортные данные, связавшись с кем-то по рации, выслушал, что других нарушений за мною нет и с облегчением отпустил нас, ограничившись предупреждением. Инцидент оставил приятное впечатление и о человеке, и о службе. Случись подобное в Москве, да хоть Тверскую в потоке машин перебегай, пока тебя не собьют, никакому инспектору ДПС до этого не будет дела. Возможно я и перегибаю, но можно просто принять изложенное выше как мое личное мнение и не соглашаться с ним.

Аврора Мы дошли до Покровской набережной и без приключений добрались до «Авроры», если что и изменилось, так то, что мы оба с женой стали очень внимательно смотреть на то, в каких местах мы переходим улицы. Побродили недолго по борту крейсера, сходили на нос, посмотрели рассохшиеся шлюпки и закупоренные пушки этого символа революции и пошли по набережной обратно к Троицкому мосту.

Тут к имеющимся уже впечатлениям добавились не очень приятные. По длинному в общем-то мосту по пешеходной зоне в обе стороны ехало большое количество велосипедистов. Не то чтобы я их не любил, но пробираться к Марсову полю пришлось несколько дольше и с оглядкой на велики.

Здесь мы уже во второй раз обратили внимание на карту Петербурга. Это был достаточно подробный план нужного куска города с указателем «Вы — здесь». По ним очень удобно ориентироваться, прокладывать маршрут и на этих картах имеются указатели не только музеев, но и кафе. Удивило большое количество значков «WC». Ни за что бы не подумал, но под туалеты в тех или иных местах приспособлены… автобусы. Стоит себе парочка автобусов со сливами через трубу прямо в канализационные люки. Парочка, так как они разделены на женскую и мужскую уборные. Я сразу же вознамерился туда попасть. Помимо насущных нужд мною двигало любопытство. Оказалось, что внутри чисто, с одной стороны устроены писуары, с другой — кабинки. В начале машины устроены рукомойники и в контейнерах есть жидкое мыло. Автобусы на ходу и значит, эти передвижные туалеты можно перегнать или поставить практически в любое место в городе. По-моему — гениальное изобретение.

По Миллионной улице мы вознамерились было выйти к музею-квартире Пушкина, но уже дойдя до Набережной Мойки и сфотографировавшись на ней, почему-то пошли дальше — к Невскому. Там вошли в некое заведение и решили поесть. За две порции картошки с куриным окороком, два салата и два стакана морса выложили 950 рублей (по-моему несколько дороговато), и пошли к столику. Я умудрился уже при приземлении подноса с тарелкой на стол ее уронить. Вернее, почти умудрился — Таня успела в последний момент поймать мою тарелку и спасти окорок. Хотя большую часть картофеля мы разбросали по полу.

Пообедав, мы уже без приключений добрались до Исакиевского Собора и пошли его осматривать. С прошлого приезда в Питер как раз оставалось воспоминание об очень красивых мозаиках музея и о деревянной копии собора, сделанной еще в девятнадцатом веке, каким-то русским «левшой». Стоит себе под стеклом Исакий в масштабе 1 к 66, сделанный без единого гвоздя, мужиком, у которого не было даже образования. Впечатления дополнила грандиозная архитектура, скульптуры и огромные металлические двери с барельефами.

Осмотрев музей и почувствовав усталость мы отправились на квартиру к друзьям, где утром остановились. Мы были бы не мы, если бы и тут все прошло гладко. Найдя-таки свободное место — в это время вагоны были загружены вполне по-московски — я умудрился почти придавить ни в чем не повинную девушку. Позже, открывая бутылку газированной воды, что мы пол дня проносили с собою в рюкзаке, обдать себя и эту девушку фонтаном. На этом можно считать приключения первого дня в Санкт-Петербурге завершенными.

День второй и день третий

Утро второго дня встретило проливным дождем и моим застарелым ревматизмом. Все планы на этот день пришлось пересмотреть. Аптека, перцовый пластырь на спину и поход до ближайшего торгового центра. Мы с женой присмотрели себе несколько фильмов на дисках, пообедали с видом на дождь сквозь витринное стекло пятого этажа, на людей и машины. Вечером я поехал встречаться со старинным приятелем, с которым мы в юности были земляками. Купили с ним бутылочку хорошего белого вина и поехали к нему домой. Мама приятеля не видела меня лет пятнадцать и сначала меня даже не узнала. Ужин, вино, задушевный разговор… Отрывать себя от процесса пришлось с усилием.

Сегодня погода видимо решила исправиться за вчера и с самого утра светит яркое солнышко. Однако из дому мы выбрались только в одиннадцать, и планы пришлось дважды пересмотреть. В результате мы отправились в музей петербургского метрополитена, где и провели без малого два часа. Оговорюсь, что в музее московского метро нам тоже очень понравилось, но служащие питерского музея оказались большими энтузиастами. Помимо экспонатов, многие из которых можно трогать, можно, например, посидеть в настоящей кабине машиниста или сфотографироваться в его форме, нас порадовали также небольшим фильмом о строительстве ленинградского метро и пожилой служитель музея (который вероятно отработал лет сорок инженером в метро), провел целое интерактивное представление, и рассказал о внутреннем устройстве туннелей, их вентиляции, систем очистки и прочей начинке.

Если вы, будучи в Питере, пожелаете побывать в этом замечательном месте — поезжайте на станцию метро «Приморская», рядом с которой и находится музей.

Затем мы отправились по метро на соседнюю «Василеостровскую» станцию, вышли в город и отправились гулять пешком по «Среднему проспекту». Место это совсем не туристическое, но было очень приятно пройтись почти до Финского залива. Попали мы сюда очень вовремя, так как завтра (сначала для ограниченного круга лиц и прессы), а послезавтра уже для всех желающих должен открыться некий военно-морской салон. Несмотря на это, видимо тренируясь над Васильевским островом летала какая-то летная группа, выделывая разные фигуры высшего пилотажа. Сначала пять «сушек» и четыре «мига», затем по отдельности. Насмотревшись и наслушавшись их грохота, мы тем временем дошли пешком до «ЛенЭкскпо», где и будет ближайшие дни проводиться выставка. К набережной никого, увы, не пускали и повернув направо, мы пешком добрались второй уже за сегодня раз до метро «Приморская».

Тем, кто соберется как и мы гулять по Питеру пешком, сразу скажу — соизмеряйте ваши силы — так как ближайшие на схеме метро станции вообще-то расположены друг от друга очень далеко, это вам не московские расстояния, когда через каждые пятьсот-семьсот метров можно найти очередную станцию, пусть и другой линии. В очередной раз за этот день покушав, в половине седьмого вечера мы вернулись домой.

День четвертый. Петропавловская крепость

В четвертый день мы решили попасть в Петропавловскую крепость. Добрались по метро до станции «Спортивная» и дальше к Заячьему острову пошли пешком. Солнышко припекало с самого утра. Перейдя по мостику на остров и перекусив, мы отправились вдоль берега, что выходит на Неву. К моему немалому удивлению берег оказался песчаным пляжем, на котором было прилично народу.

Большинство — загорало, но были и те, кто купался в реке. Мы не рискнули к ним присоединиться и пошли дальше к воротам в крепость, где устроен причал. Бастион, выходящий на Неву выглядит очень внушительно и наверняка являлся серьезным фортификационным сооружением.

Когда мы уже было добрались до ворот в крепость, оказалось, что у причала стоит «речной трамвайчик» в гордым названием «ПС-101», и всех желающих приглашают совершить часовую прогулку по рекам и каналам города. Недолго думая, мы купили билеты — места еще оставались и попали на борт буквально за пять минут до отправления.

С Невы на Дворцовую набережную и мосты открывается замечательный вид. Проплыв под Троицким, по которому шли пешком еще в первый день, мы повернули на Фонтанку и зданиям, мостам и площадям потерялся счет. Экскурсовод — замечательная женщина с чувством такта, где-то рассказывала, а где-то умолкала и позволяла просто любоваться видами. Временами на катере даже становилось прохладно и это воспринималось как благо в жаркий день. Экскурсия закончилась у того же причала примерно через час двадцать и мы-таки попали в Петропавловскую крепость. В этот день возможно было посетить лишь два «экспоната» — Петропавловский Собор и тюрьму. В тюрьму мы по обоюдному желанию с женою не пошли (я и без того достаточно слышал и видел передач об этих казематах), а вот в собор мы отправились с удовольствием. Не стану пересказывать убранство этого «Склепа российских царей», но я не жалею потраченного времени. Затем мы пошли посмотреть сравнительно недавний памятник Петру Первому, где он сидит на стуле, совершенно на себя не похожий и выглядит до жуткого карикатурным. Образ дополняется еще тем, что на коленях у него фотографируются все, кому не лень. Мы пообедали на территории крепости в каком-то кафе, купили пару сувениров себе и друзьям и по второму мостику ушли с острова.

Второй раз за три дня по Троицкому мосту мы перешли к Марсову полю и по Дворцовой набережной пошли в сторону Зимнего дворца. Дошли до «Зимней канавки», реки по которой сегодня уже попадали в Неву, возвращаясь с прогулки на катере, мы решили, что ну вот сегодня уж мы точно попадем в Музей-квартиру Пушкина, что на Мойке. Прибавили шагу и побегав по набережным Мойки, разобравшись с которой именно стороны находится музей, мы добрались до дома № 12. Увы, было уже почти пять часов по полудни и билетов банально не оказалось. Мы посидели во дворике на лавочке, дали отдых ногам и поужинав в кафе, отправились на квартиру.

День пятый — Царское село

В музей Пушкина мы не попали и на пятый день, так как решили поехать в Царское село. Решили — поехали. Добрались на маршрутке до места и отправились в кассы за билетами. Некоторое время пошатались праздно возле здания Царскосельского лицея, посокрушались о том, что для доступа он закрыт, набрели на лавочку, торгующую янтарем, полюбовались на экспонаты внутри и ничего не купили. С наружи зевак поджидали красивые девчата, одетые барабанщицами. Еще пару дней до того с точно такими же девчонками жена собиралась меня сфотографировать у Александрийского столба на Дворцовой площади. Все сошлось против меня: и девчата оказались смешливыми — Такой большой, а уже стесняешься — и жене отказывать в таком деле повторно не хотелось, в общем, будут попозже и фото с «барабанщицами».

Затем мы отправились в парк, разбитый у Екатерининского дворца. Желание попасть в сам дворец отбило раз и навсегда жаркое солнце. В билетах подобное посещение значилось, но очередь на полторы тысячи примерно лиц, стоящих на самом солнцепеке, как-то нас охладила. Да, мы не часто бываем в Питере, да неизвестно, когда еще появится такая возможность, но я не настолько энтузиаст этого дела — стоять в очереди на вход два-три часа в самое жаркое время дня.

В результате, мы походили по парку, прокатились по нему же на конном экипаже, взошли на второй этаж здания с колоннами и скульптурными бюстами разных знаменитостей: греческих, римских и наших, побродили еще немного по территории и отправились восвояси.

Прибыв в Петербург и перекусив, мы поняли, что очень по-разному видим продолжение нашего дня. Поэтому супруга отправилась в Икею, а я на Дворцовую площадь в Эрмитаж. В музее, не смотря на почти вечернее время был ажиотаж — первый четверг каждого месяца выдается днем бесплатного посещения. Прошел я совсем немного, но впечатление получил самое приятное. Анфилада портретов царей, цесаревичей и всяческих великих княгинь, гобелены, французской работы, библиотека и многое другое, если бы не вечер и сильная усталость, я бы ходил много дольше. Пройдясь еще немного по городу. Я спустился в метро, приехал на квартиру и стал поджидать жену.

День шестой — музеи и прогулки по городу

С утра в этот день мы отправились в Эрмитаж вдвоем. Бесплатный четверг был вчера, поэтому в очереди за билетами мы провели минут десять-пятнадцать. Таня обещала, что отправится в музей вместе со мною и поэтому держалась как могла, но держалась недолго. Прошло совсем немного времени и она все чаще стала присаживаться на лавочки в залах, пока я рассматривал живопись. А минут через сорок она и вовсе заявила, что я могу здесь остаться, а она пойдет к выходу.

Искать выход мы отправились вместе. Спустились на первый этаж и в одном из крыльев «Зимнего» набрели сначала на «римлян», а потом и на наших камнерезов. Наша «Колыванская чаша» из яшмы очень впечатлила. Все, что до этого момента удалось читать и смотреть о ней, не идет ни в какое сравнение с увиденным своими глазами. Затем были «египтяне» и мы наконец вышли из залов с экспозициями.

Оказавшись на улице, мы купили мороженое и пошел дождик. Там же во дворе Зимнего дворца мы уселись под деревьями и стали рассуждать что делать дальше. Времени было еще относительно немного и сказали себе, что ну вот сегодня мы в музей Пушкина попасть обязаны.

На сей раз мы точно знали маршрут и добрались до места очень быстро. Купили билеты и (до начала экскурсии оставались считанные минуты) отправились в подвальчик, где обычно начинают. Экскурсоводом нашим оказался очень увлеченный своим делом мужчина. По всему было видно, что он очень любит Пушкина и чуть ли не всего его знает наизусть. Нам с женой очень понравилось как уважительно он говорил о Наталье Гончаровой, как он едва ли не стесняясь, что столько нашего внимания привязано к нему — экскурсоводу, водил по дому и многое рассказывал. Экскурсия на час с небольшим пронеслась на одном дыхании и когда мы вышли из дома № 12 на набережной Мойки, было еще не поздно. Тем не менее на этом прогулки этого дня мы закончили и, купив пару вещей и поужинав, мы отправились на квартиру.