l

Ракеты, а также громы и молнии

21.10.2014 394 Пишу Ваш комментарий мои университеты, проза

Было лето 1985 года, деточке было 8 лет. В аккурат после первого класса деточка поехал с одноклассниками в лагерь труда и отдыха (помните ещё такие?) от школы аж на Азовское море, в станицу Должанскую. Справедливости для надо сказать, что в те времена лагерь уже остался только отдыха, на прополку свеклы уже никто никого не гонял, а вот купаться в лимане разрешалось ежедневно. И в центр станицы отпускали «за покупками» и в кино.

СалютОт учителей за школьниками присматривал цельный калифтиф педагогов. Возглавлял его тогдашний директор, по совместительству учитель физики и астрономии, Владимир Алексеевич. И если учитель физики в школе ещё один был, то учитель астрономии имелся в единственном экземпляре. Детке повезло, его мама довольно накоротке была знакома с директором школы и ребёнок не стесняясь вываливал Владимиру Алексеевичу кучу вопросов о космосе. Учитель был только рад такому интересу ребёнка и старался как умел объяснить восьмилетнему пацану, что такое первая и вторая космическая скорость и т. д. Не то чтобы вопросы были сложными, но как было объяснить вчерашнему первоклашке про расстояния, состав звезд и прочие скорости света, если он ещё не имел даже представления ни о физике, ни о химии, ни о прочих термодинамиках и оптиках? Тем не менее, Владимир Алексеевич справлялся мастерски и к своим 8 годам я действительно многое уже знал, но вопросы задавать по-прежнему очень любил.

Случилось так, что в один из вечеров, когда уже изрядно стемнело и купания были закончены, а все походы в станицу отложены до завтрашнего дня, в самой станице на другом берегу лимана играли свадьбу. То, что это была именно свадьба, было слышно и по музыке, и по громогласным крикам «горько». Не смотря на расстояние, звуки лились ровно и достигали слушателей — меня и нескольких моих сверстников у забора. Собственно, привлекли к забору нас не звуки, а взлетающие в честь торжества ракеты. Это сейчас даже в моей родной станице никого салютом в день урожая не удивить, а в те годы…

В общем, стояли, смотрели и слушали. И вот тогда-то я впервые обратил внимание на то, что ракеты взмывали вверх, а через 2-3 секунды нас достигал хлопок от выстрела. То есть ракета была уже давно в воздухе, уже почти переваливала свою верхнюю точку, чтобы начать свое падение в воды залива, а нас только достигал звук выстрела. Это теперь меня не удивить такой рассогласованностью. Тогда мне это показалось чем-то неправильным. Я не поленился побежать и найти директора школы (он был занят какой-то игрой с остальными ребятами). Я задал мучивший меня вопрос и он ответил:

— Володь, всё просто. Скажи мне пожалуйста, какова скорость света?

— Триста тысяч километров в секунду!

— А скорость звука?

— Примерно 340 метров в секунду, начиная что-то понимать, ответил я.

— Значит?..

— Значит свадьбу играют в километре от лагеря и звук долетает с задержкой!

Дело не в том, каким умным парнишкой я уже тогда был. Дело в преподавателе, который отлично знал, ибо сам вложил в меня эти знания, что я уже понимал и на что он может опираться в своих ответах на мои вопросы. Да ещё и ответил так, чтобы я сам мог прийти к правильным выводам. Прошло много лет, Владимир Алексеевич всё также живёт в Краснодарском крае, хотя и не в моей родной станице и даже преподаёт как и раньше. А я могу сказать, что мне невероятно везло в жизни на учителей.

Оставьте ваш отзыв: